Излучина моей судьбы
Назад
Недавно в Москве, в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, состоялась III Всероссийская выставка Вышитая картина. Для экспозиции были отобраны более 600 произведений 235 авторов. Лауреатом конкурса в номинации Пейзаж стала тверичанка Наталья Джангирова. Она удостоена именной золотой медали. Само событие было для Натальи насколько радостным, настолько и неожиданным. Она никак не могла подумать, что ее спонтанно возникшее увлечение приведет к такому значительному результату. Несколько лет назад Наталья не подозревала, что в душе ее таится не разбуженная до определенного момента творческая страсть. По образованию она юрист. Работала в СИЗО-1. Но особого тяготения к милицейским будням не испытывала. Да и юрфак университета закончила по воле родителей. Отец, военнослужащий, командир полка, и мама, врач, хотели видеть в дочери только юриста — человека серьезного во всех отношениях. В юности Наташа не сумела выйти за рамки послушания и убедить родителей, что юриспруденция совсем не ее дело. Ее тянуло к другому: общению, культуре, новым впечатлениям, искусству. Потому, вручив отцу диплом, она устроилась на работу в следственный изолятор и ухватилась там за клубную работу. Придумывала игры, мюзиклы, шоу для сотрудников. Это была политико-воспитательная работа в правоохранительных органах, в то время, когда огромная страна с коммунистической идеологией уже превращалась в новое безыдейное мелкобуржуазное государство. Напрашивался однозначный ответ. Уход с работы совпал у Натальи с рождением дочери и декретным отпуском. Не вернулась она на службу и после, занялась бизнесом. Дела шли с переменным успехом, а закончились личностным кризисом и депрессией. На даче, в уединении, она пыталась забыть негатив, подстерегавший в рыночных разборках. Ковырялась в земле, черпая ее спасительную силу. Природа всегда милостива к своим детям. Нашелся выход и для Наташи. Однажды утром,она взяла иголку с ниткой и начала вышивать. Бытует мнение, что люди обучаются мастерству владения нитью и иглой быстрее и лучше, чем кистью и карандашом. В Наташином случае это полностью подтвердилось. Всерьез рисованием она никогда не занималась, но в семнадцатилетнем возрасте углем нарисовала серию графических картин и больше к этому никогда не возвращалась. От нового увлечения ощущение было такое, что кто-то водит ее рукой. Причем уверенно и плавно. Она чувствовала форму и цвет, и на канве под пяльцами расцветали алые маки, играли солнечные блики, летали дивные птицы и бабочки. Оживали герои литературных произведений, подсказанные Булгаковскими романами. Вышитые варианты графических портретов Мастера и Маргариты она выполнила по эскизам Нади Русиевой. Комната, в которой живет Наташа, постепенно превратилась в маленький домашний музей. Вышитые картины в рамах и багетах стали ее украшением, создали особый духовный, неповторимый мир. На вышивание она тратила до десяти часов в день и при этом нисколько не уставала. Как считает Наталья, вышивка спасла ее от внутреннего разрушения. Она видела, что ее рукоделие нравится людям. Ее пригласили в Дом народного творчества, на Пушкинские праздники в Берново и Торжок. Именно в Торжке ее работы привлекли внимание специалистов, Торжокские золотошвеи, понимающие истинный толк в вышивании, высоко оценили ее работы. Серия цветов и ее визитная карточка Дерево на закате, оцененные по достоинству, побудили к дальнейшему участию в выставках. Желающих познакомиться с вышитыми картинами Натальи Джангировой в музее Лизы Чайкиной, а затем в картинной галерее было так много, что выставку пришлось продлевать несколько раз. В последствии от цветов и пейзажей в самостоятельной разработке Наталья перешла к выполнению картин выдающихся художников мира. Ей духовно близко творчество Матисса, и ряд его работ она воплотила в вышитых полотнах. Ее мечта — создать собственную коллекцию вышитых произведений этого автора. В домашней библиотеке Наташа отыскала книгу Кроманьонский человек, где увидела бесценные шедевры наскальной живописи, а воображение подсказало ей собственные образы. Картина из легендарной доисторической эпохи получилась великолепная. На московской выставке жюри конкурса отметило уникальную технику вышивания Натальи Джангировой. Она не соответствует ни одной из общеизвестных. Пожалуй, она ближе всего к художественной глади, но швы более свободные и раскрепощенные, непредсказуемые. Они придают картине рельефность. В Москве тверичанке сказали: Ищите название своей технике. Желающих учиться у Натальи оказалось много. На выставке она раздала более ста визитных карточек. Надо сказать, что вышивает она очень быстро. Даже у признанных мастериц на картину среднего формата уходит от нескольких месяцев до двух-трех лет, а у Наташи — всего несколько недель. Как человек импульсивный, она придумала стиль, свойственный ее собственной натуре. Очень уж хотелось увидеть плоды своего труда. У Натальи Джангировой немало планов на будущее. Возможно, при хорошем стечении обстоятельств она откроет вышивальную студию. Но пока хочется поработать самой, открыть неизвестные острова своего таланта. Полученное признание ее бесконечно радует. Смеясь, Наташа вспоминает, как пред ее картиной, на которой множество мелких луговых цветочков, остановился заинтересованный мужчина. Он долго изучал вышивку, а затем, словно не веря, что такое трудолюбие возможно, изрек: Это же надо столько выпить. Но усыпанный цветами луг не померещился. Он создан умелыми руками Натальи Джангировой на излучине ее судьбы. Сейчас Наталья готовится к своей персональной выставке, где обязательно будет представлена и ее любимая картина с одноименным названием. Валентина Касьянова Караван+Я (Тверь), 13.02.2002 |